Слоган

| КЛИЕНТАМ | КАНДИДАТАМ | КОНТАКТЫ  

| О КОМПАНИИ

| КЛИЕНТАМ

| КАНДИДАТАМ

| СТРАНИЦА HR-а

| КОНТАКТЫ

 

 

 

 

 

   

Горячие вакансии:

- Руководитель департамента девелопмента

- Key Account Manager (гипермаркеты)

- SAP Project manager

- Директор по продажам оборудования для систем ОВК и автоматики

- Инженер по продажам систем промышленного холода

- Менеджер по маркетингу

- Junior Statistician (младший статистик)

КАНДИДАТАМ
Назад  

«Кризис и рынок труда. Инструкция по эксплуатации». Григорий Кегелес, генеральный директор агентства brieftouch

 

Источник: www.sostav.ru
Дата публикации: 23.10.2008

 

 

Готовясь к выступление на последнем ММФР, я взялся за изучение одного из исследований заработных плат в рекламной индустрии, нет, не России, а США. Все кому интересно, могут ознакомиться с этим увлекательнейшим документом по адресу. Простая система запросов + понимание особенностей американской налоговой системы (которой наши 13% НДФЛ и не снились) приводят нас к простому, грутному и документально подтвержденному выводу. Зарплаты в российской рекламной индустрии образца 2008 года неприлично высоки. Они процентов на 20% ВЫШЕ аналогичных американских. Они никак не взаимосвязаны с реальной производительностью труда и качеством работы. Они росли процентов на 20 ежегодно в номинальной исчислении как минимум последние лет 5. В 2008 году они наконец почти остановили свой рост. К сожалению последний квартал нам сильно смажет картину, но за 9 месяцев уже прошедших зарплаты уже практически не росли. Почему? Да потому что с одной стороны дальше расти не было уже совсем никакой возможности (поголовное обеление рынка + психологически предельный размеры уже существущих зарлат), а с другой стороны тотальный дефицит хоть сколько нибудь приличного качества специалистов (на большее расчитывать все давно отвыкли) привел к так называемому эффекту "вакуума". Грубо говоря, специалистов так мало, что вероятность найти нужного на зарплату в 3000 долларов и в 5000 примерно одинаковая, а именно очень-очень маленькая. Только если повезет. Ну и как говорится, если нет разницы - зачем платить больше. То что происходит на российском рекламном рынке труда образца 2008 года (наверное, точнее было бы написать "просиходило") - это и есть самый настоящий кризис.

Теперь на смену кризису рынка труда 2008 к нам во весь рост приближается мрачный и до конца непонятный мировой финансовый и экономический кризис 2009. Что принесет он с собой. Предположения строят сейчас все, остановлюсь только на наиболее очевидных для рекламного рынка фактах:

- сократятся рекламные бюджеты. Некоторые достаточно важные сегменты рекламодателей (Банки, страховые и управляющие компании, строительство, может быть автомобили) сократятся существенно.

- это приведет к сокращениям внутри рекламных агентств. Рабочих мест станет меньше. Очевидно часть небольших агенств не переживут кризис и закроются. Уже сейчас знаю достаточно крупные агентства, готовые сократить часть персонала. Даже у тех, у кого дела будут идти неплохо, навряд ли будут расти также как предыдущие 5 лет.

Это все, конечно, грустно. Однако в среднесрочной перспективе, думаю, это более чем положительно скажется на рынке труда. Прежде всего он станет больше похож на настоящий рынок с тонким балансом спроса и предложения. На рынке в виду сокращений или закрытия ряда агентств появятся свободные люди. Это приведет к прекращению роста зарплат. Следовательно у работодателей появится выбор (наконец то). В случае необходимости агентства смогут реально выбирать кого нанять, а не ориентироваться на принцип "наймем того, кто менее плох".

Экономический кризис повысит мотивацию сотрудников к работе - тоже давно невиданное явление на рекламном рынке. Уже сейчас мы видим, что лояльность сотрудников к своему работодателю повышается - люди просто боятся потерять работу, менее склонны к малообдуманным переходам и т.д. Следовательно снизится текучка кадров, снова можно будет спокойно считать что год, отработанный на предыдущем месте работы, это не "целый год", а "всего лишь год".

Все это, надеюсь, позволит компаниям лидерам, тем кто будет успешно работать в новых непростых условиях, не просто оптимизировать рекрутинговые бюджеты и сократить косты. Это позволит им действительно повысить уровень, качество своего персонала.

Более качественным станет фриланс. Увеличится количество "фрилансеров по неволе", следовательно повысится конкуренция, а значит и желание делать "временную работу" более добросовестно и ответственно. Опять же снизятся цены. Люди будут понимать, что лучше делать больше работы и зарабатывать хотя бы до определенной степени гарантирвоанные деньги, нежели стремится "урвать кусок" и сбежать.

Что же в этой ситуации делать?

Если Вы наемный работник - лучше работать. Ваше постоянное рабочее место в грядущие времена - большая ценность, держитесь за него. К сожалению или к счастью, теперь количество желающих его занять увеличится в разы.

Если Вы фрилансер - думайте и шевелитесь. Думайте над разумной ценовой политикой и способами гарантировать себе оплату клиентом денег за сделанную работу - неплатежи грозят не только агентствам, но и Вам. Теперь и в будущем, Вы как никогда можете с уверенностью заявить: "Агентство - это я" и получить все связанные с этим проблемы. Шевелитесь, пора активно искать клиентов, пора доказывать им, что Вы действительно делаете качественную работу, и делать ее.

Если Вы работодатель - планируйте и оценивайте риски. Для Вас с точки зрения рынка труда ситуация будет благоприятной, но воспользоваться ей тоже нужно с умом. Здесь я постараюсь привести более развернутые рекомендации.

Фокус на качество персонала.

В ситуации кризиса нужно понимать ценность каждого конкретного сотрудника и то насколько Вам важно будет его сохранить. Ошибкой многих агентств в 1998 году было то, что когда приходила пора сокращать персонал, часто делали это бездумно, опираясь на самые разные и не всегд профессиональные критерии. Сокращение может стать необходимостью, но это не конец света. Вашей задачей в этой ситуации будет сохранить наиболее ценных. А вот для этого надо очень четко понимать, кто именно наиоблее ценен для компании. Проведите ассесмент, серию консультаций с ключевыми менеджерами. К сожалению, Вам действительно на всякий случай необходим детальный план кого и в какую очередь, если что, увольнять. Лучше быть готовым, чем потом в спешке наделать глупостей

Важно быть строже к оценке качества вновь нанимаемых сотрудников. Кризис сдвинет чашу весов в сторону работодателя, следовательно важно использовать это преимущество. Ключевой компетенцией в рекрутменте (как внутреннем, так и внешнем) станет не то, как найти и мотивировать человека, а то как правильно оценить его качественные навыки и потенциал. Для большинства HR-специалистов на нашем рынке это, поверьте мне, станет новой задачей. Вам важно убедиться, что люди, ответственные за найм, понимают это.

Берегите хедкуант

Кризис заставляет экономить. В этой ситуации открываются хорошие возможности для более активного использования аутсорсинга и фриланса. Нет смысла держать недозагруженные или просто лишние руки, оплачивать лишние квадратные метры дорогого офиса и т.д. Фриланс экономнее и во многих случаях эффективнее. Как я уже писал, думаю, что кризис только на пользу пойдет качеству работ на этом рынке. Тут есть правда один важный нюанс. У очень многих агентств на сегодняшний момент внутри не отстроенные бизнес-процессы по работе с такими "аутсорсерами". Это касается многих моментов: от системы бюджетирования расходов на фрилансеров до назначения людей, ответственных за принятия решения об использовании "внешней помощи" и контроле качества на таких проектах. Такие бизнес-процессы должны быть проанализированы и достроены в каждом агентстве. Иначе Вы теряете важные источник экономии, совсем в наше время не лишний.

Конкретные рекомендации.

Ну и совсем кратко выжимка полезных советов для работодателей.

- При бюджетировании расходов на персонал в следующей году ни в коем случае его не увеличивать. Процентов 20 в 2009 съест инфляция, соответственно на столько сократятся Ваши реальные траты.

- Провести в своей компании "политпросвещение" сотрудников на тему кризиса. Они все равно только об этом в курилках и говорят. Кризис - Ваш союзник в борьбе за лояльность персонала. Объясните им какие действия будут предприниматься для того, чтобы дальше эффективно существовать.

- Провести ассесмент персонала и бизнес-процессов. Выявить лишние или недозагруженные звенья. Их сократить. Составить план по очередности увольнения сотрудников, если дела будут идти хуже.

- Подготовить свои бизнес-процессы для более активной работы с фрилансерами и другими аутсорсерами. В рамках этого детально продумать систему бюджетирования подобных проектов.

И вот еще. Мне бы хотелось, чтобы все эти мысли были перебором в оценке ситуации. Но боюсь, что это не так.

 

 

 
Вверх

 

 

 

 

 

Контакты Карта сайта Главная страница Контакты Перейти к главной странице Сервис для кандидатов